Атмосферное явление

Псковский фестиваль художников добрался до границ параллельного мира

На IV фестивале художников «Псковская галерея» выставки открывались одна за одной, как будто шла эстафета олимпийского огня. В хорошем смысле слова – без перекрытия улиц, без пробок. Художники передавали друг другу эстафету. Огонь ни разу не потух. В выставочных залах Псковского музея-заповедника 15 октября 2013 года в течение 15 минут открылись целых три выставки.

«Художники изменили не только способ восприятия произведения, но и способ восприятия мира в целом»

Любовь Желтышева. Цветок кричащий.

Пришедшие на открытие выставок в тот день шутили: «А слабо в следующие раз открыть четыре выставки за десять минут? А пять выставок за три минуты? А десять выставок за минуту?»

Но дело не в количестве. Организатор фестиваля художник Илья Сёмин спортивный интерес в расчёт не брал и в книгу Гиннеса не напрашивался.

Однако отношения со временем у Ильи Сёмина действительно специфические.

В прошлые годы, бывало, на фестивалях он менял экспозиции каждые три дня, словно бы приучая зрителей регулярно, несколько раз в неделю, в одно и то же время приходить в один и тот же зал на открытие совершенно новой выставки.

Однако никакого цейтнота во время проведения IV фестиваля не наблюдалось. Времени было достаточно, и не только для того, чтобы разглядеть понравившиеся работы и проскочить мимо остальных.

Например, витебский художник и теоретик Александр Малей успел прочитать лекцию. Это был комментарий к его же выставке с громким названием «Суть вещей». Желающих послушать лекцию нашлось не слишком много.

Лет девяносто назад, в начале 1920-х годов, Витебск стал одной из столиц мирового модернизма. Там создали группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её возглавил Казимир Малевич.

В 1987 году Александр Малей в Витебске организовал творческую группу «Квадрат», продолжавшую то, что начали УНОВИС, причём продолжавшую в разные стороны – в прямом смысле слова.

Малей исходит из того, что мир не линеен. Мир всегда объёмен. Поэтому ко многим работам Александра Малея следует подходить с разных сторон. Там, где у Малевича квадрат, у Малея куб. Или шар. Его объекты наслаиваются друга на друга.

Александр Малей. Женщина, спящая в кресле.

Издали работа может казаться плоской, но если подойти поближе, то обнаружится глубина. Глубину можно измерить линейкой.

На открытии псковской выставки витебский художник стал рассуждать о поисках новой формы. Ему интересны неочевидные вещи. Ему интересно то, что скрыто. Невидимое, но находящееся где-то рядом.

Илья Сёмин, подбиравший для этой выставки работы, считает, что «Малей пытается визуализировать энергии и конструкции иного мира».

«Искусство лет пятьдесят назад утратило стилевую направленность, – ненадолго углубился в прошлое Александр Малей. – Оно разложилось, и всё закончилось».

Когда Александр Малей произнёс «и всё закончилось», было понятно, что далее подразумевается что-то вроде «и началось заново».

Иначе бы не потребовалось искать новые формы, усиленно пытаясь приникнуть в суть вещей, хватать что-нибудь острое и вскрывать очаг, нарисованный на старом холсте, обнаруживая за ней другую реальность.

Но чтобы проникнуться этим желанием, одних знаний мало.

Александр Малей. Натюрморт с зелёной грушей.

По мнению Александра Малея, в прошлом веке «художники изменили не только способ восприятия произведения, но и способ восприятия мира в целом».

Для Малея важно, чтобы к сознанию подключалась вера. Если зритель верит, что рядом с материальным миром есть нематериальный, то он начинает воспринимать современное искусство иначе, не поверхностно.

Видимо потому, что вера – вещь слишком индивидуальная, часть присутствующих отнеслась к увиденному равнодушно или скептически.

Указывая на выставленные в музее объекты, Александр Малей буднично произнёс: «Это же очевидно не из этого мира».

Конечно, не из этого. Из Белоруссии, а здесь – Россия.

Художник бегло прокомментировал то, что он представил в двух залах Псковского музея-заповедника: «Это попытка визуализировать сакральный мир. Назовём это НЛО из параллельного мира».

Так невидимое становится видимым. Но не для всех и не навсегда.

«Выставка получилось очень странной. Делать её я не собирался»

Игорь Иванюк. Натюрморт со сдвигом 2.

Выставка «Суть вещей» перекликается с ещё одной выставкой IV фестиваля художников «Псковская галерея», где были представлены работы псковского художника Игоря Иванюка. Но не с той выставкой, что была открыта за рядом, в соседнем зале («Время рисовать камни» [ 1 ]), а с той, что несколько недель назад в рамках этого же фестиваля открылась в Доме Областного центре народного творчества.

Выставка называлась «Арабески».

«Он заталкивает нас в какие-то другие миры», – сказал об Игоре Иванюке Илья Сёмин и добавил: – Он самый активно работающий художник города».

По поводу «Арабесок» Игорь Иванов объяснился: «Изначально это было как заполнение пауз между другими работами».

Паузы заполнялись в одном стиле, в одном ритме.

Ритм здесь – понятие ключевое.

Не случайно во время открытия постоянно звучала электронная музыка Клауса Шульце.

А предельно насыщенные цветные абстракции отчасти напоминают цветомузыку.

По словам Игоря Иванюка, «абстракция позволяет заниматься чистой живописью без оглядки», то есть вырываться в космос, где нет людей, на которых надо постоянно оглядываться.

Возможно, как раз это имел в виду Илья Сёмин, когда говорил: «Он заталкивает нас в какие-то другие миры».

Музыка Клауса Шульце отлично бы подошла и к НЛО-объектам Александра Малея.

Александр Малей. Пульсирующая спираль.

Взять хотя бы его «Пульсирующую спираль». В отличие от ярких работ Иванюка, она черно-белая. Это вполне могло бы быть обложкой какого-нибудь эмбиент-альбома [ 2 ].

По поводу другой своей выставки «Время рисовать камни» Игорь Иванюк выразился так: «Выставка получилось очень странной. Делать её я не собирался».

Не собирался, но тут пришёл Илья Семин, и многие камни при ближайшем рассмотрении оказались драгоценными или полудрагоценными. Камни у Иванюка словно бы постоянно подбрасываются вверх и переливаются в полёте на свету. Отсюда работы «Пламенеющий закат», «Икар»…

Следуя традиции, Игорь Иванюк, передавая эстафету, пригласил всех в соседний зал, где открывалась ещё одна выставка – «Сюрреализм».

Первое, что бросилось в глаза на выставке «Сюрреализм» – ... картина Игоря Иванюка.

Но здесь Иванюк, отметивший свое 60-летие, уже не солировал. «Сюрреализм» – это квартет очень-очень разных художников – Ильи Сёмина, Любови Желтышевой, Игоря Иванюка и Андрея Яковлева.

Пока публика подтягивалась, Илья Сёмин произнёс очередное вступительное слово: «Сюрреализм остаётся мечтой, может быть – неосуществлённой мечтой, потому что он деградировал в гламур».

Гламура здесь не было точно.

Илья Сёмин. Человек, рассматривающий свои руки 3.

Зато один из посетителей, показывая на одну из работ Ильи Сёмина, воскликнул: «Так это же чистый Жбанов!»

Через пять секунд к картине подошёл художник Анатолий Жбанов, которого я спросил: «Ощущаете своё влияние?».

Анатолий Жбанов хитро прищурился и ответил: «Слишком хорошо сделано. Я так не могу».

Одна из самых заметных работ выставки – «Натюрморт со сдвигом II» Игоря Иванюка, где буханка белого хлеба, пронзённая гвоздём, выглядит словно сердце, пронзённое стрелой.

Визуальный эмбиент сменяется чем-то менее абстрактным. Появляется мелодия. Более того, кое-где встречается «припев».

Собственно, реализм со сдвигом – это и есть сюрреализм. Нет сдвига – нет сюрреализма.

Такой сдвиг отчётливо ощущается в работе «Цветок кричащий» Любови Желтышевой. Цветок действительно кричит (зовёт на помощь?).

А вот в серии Ильи Сёмина «Человек, рассматривающий свои руки», есть многозначительное молчание.

Люди разные и руки разные. Линии жизни на них уходят куда-то далеко, за пределы музейного зала, где уже зреют планы по подготовке V фестиваля художников «Псковская галерея».

Алексей СЕМЁНОВ

 

1 См.: А. Тасалов. Живые камни Игоря Иванюка // «ПГ», № 39 (661) от 9-15 октября 2013 г.

2 Эмбиент (англ. ambient — окружающий) — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.

 
По теме
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Оказать первую помощь или помочь в реабилитации. Будущие медики соревновались на чемпионате «Профессионалы» - ГТРК Псков Неотложная помощь, диспансеризация, перевязка ран. В Великолукском медицинском колледже прошел региональный этап чемпионата «Профессионалы» по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Лечебная деятельность».
ГТРК Псков
Мастер-класс по изготовлению семейного оберега - Библиотека им. М.И. Семевского 2024 год в нашей стране объявлен Годом семьи. Мероприятие по областному проекту «Живем дыханием одним» в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской библиотеки им.
Библиотека им. М.И. Семевского