«Осень души моей»: Сергей Попков читает Пушкина в псковском театре


8 ноября заслуженный артист России Сергей Попков в фойе Псковского академического театра драмы представит зрителям программу «Осень души моей» - стихи Александра Сергеевича Пушкина. Это будет вторая поэтическая программа, которую театр представляет своему зрителю в этом месяце: 7 ноября на малой сцене заслуженный артист России Виктор Яковлев читает стихи и прозу Бориса Пастернака . А днем позже  - Пушкин.

Сергей Попков занимается Пушкиным более 20 лет. С программой, которая прозвучит в театре в воскресенье, он в свое время объездил весь север России – Мурманск, Архангельск, Вологду. Выступал в Петербурге, на Пушкинском фестивале в Нидерландах, в Латвии. И, конечно, в Пскове и Псковской области.

Для новых людей

- Сергей Владимирович, какие-то риски видите в своем начинании? Нет опасений, что снова придут те же зрители, которые слушают Пушкина в вашем исполнении двадцать лет – и это очень хорошо – но придут ли новые люди?

- Нет, не вижу рисков. И новые люди придут, я в этом уверен. Я вот «Сказку о рыбаке и рыбке» показывал во всех детских садах Пскова, но через два-три года подрастают новые дети, я прихожу к ним, и им также нравится эта история. Ее можно играть до конца своей жизни. То же самое с этой программой: я рассчитываю всё же на молодого слушателя. Молодые люди Пушкина, к сожалению, не знают. Им его плохо преподают. А мне кажется, нужно гордиться тем, что Пушкин освятил наш город своим посещением: он здесь был семнадцать раз, а об этом знают два-три наших пушкиниста или историка. А что он здесь делал, с кем общался, что написал?

- Вы об этом рассказываете в программе?

- Нет, «Осень души моей» - программа поэтическая. Но пятнадцать лет назад Евгений Петрович Матвеев (историк, краевед, бывший директор Псковского музея-заповедника) написал для меня программу «Пушкин в Пскове» - вот она лекционная, и я давно хочу сделать ее сценический вариант, в просветительских целях. Потому что не знают псковичи, что Пушкин делал в Пскове. А он здесь, например, написал статью о народном воспитании, которую царь ему заказал и не принял. Здесь нашли автограф знаменитого стихотворения в бумагах у Михаила Пущина (младшего брата Ивана Пущина): «Мой первый друг, мой друг бесценный». Псковский юродивый Никола Салос послужил прототипом юродивого Николки в «Борисе Годунове». И мало кто знает, что гроб с телом Пушкина на два часа завозили в Псков, чтобы оформить церковные бумаги…

Но программа, которую услышат зрители 8 ноября, она - философского плана, хотя я и старался ее несколько разбавить темпоритмово, всё же нельзя быть на полном серьезе 45 минут, зрителя нужно окунать в разную водичку: и в горячую, и в холодную.

Вообще, у меня в работе Пушкина на четыре с половиной часа. Конечно, я не использую всё - программа идет где-то 50 минут, больше и не надо. Как-то лет пятнадцать назад у нас был Михаил Михайлович Козаков - он выступал на малой сцене, и я у него спросил (у него же был богатейший опыт чтения): сколько времени нужно для поэтической программы? И он ответил, что если в двух отделениях, то не более двух часов. Это специфический жанр, одному человеку трудно в течение двух часов держать внимание публики, так что самое разумное время для одного отделения - 45-50 минут. Мы сейчас за временем и не гонимся. Главное - освоить новое пространство (в фойе очень хорошая акустика), найти для него своего зрителя, ведь любителей поэзии в Пскове много. А у меня, как у актера, такая задача: донести до слушателей всю красоту и гармонию пушкинской поэзии, влюбить их в этого автора. И потом - это только начало. У меня действительно наработан большой материал по Пушкину: есть программа с заслуженной артисткой России Натальей Александровой «Огонь мучительных желаний» - любовная лирика, есть две главы «Евгения Онегина», «Сказка о рыбаке и рыбке».

«А что будет внутри мне и самому интересно»

- В программу вошли стихи какого-то определенного периода?

- Нет, это стихи разных лет. Есть и лицейские - «Красавице, которая нюхала табак», «Телега жизни», «Разлука» (на окончание лицея), «К Жуковскому» («Когда, к мечтательному миру» - это он в 18 лет написал), есть Михайловский цикл, пять или шесть эпиграмм. И так почти до конца - до «каменноостровского цикла». Он еще пытался в 1836 году написать еще одно посвящение 19 октября, но не смог закончить - плакал. Он же был пророком, понимал - что-то должно случиться. Да ему и нагадали - смерть от белой лошади или от «белого человека», а Дантес был светловолосый. И на свою последнюю дуэль он ехал с этим предчувствием: что-то должно случиться... И всё-таки он хотел разрубить этот узел. Ведь одно из качеств, из условий творчества - это свобода. А он внутреннюю свободу потерял. Вот две болдинские осени был свободен. Или у нас в Михайловском - да, был закрепощен физически, и мучился от этого, но внутренне был свободен. Нашел те стержни, которые его поддерживали: история, природа, дружба - с тригорскими барышнями, которые его вдохновляли, приезд лицейских друзей (приезжал Пущин, приезжал Дельвиг), любовь. В Михайловском написаны центральные главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Пророк» - это вообще вершина его творчества, и, я считаю, вершина русской поэзии.

- Читаете «Пророка»?

- Когда читаю, когда нет. Вы знаете, как это происходит? Я вот тоже спросил у Михаила Козакова: «А что вы будете читать?» И он так странно на меня посмотрел: «А я еще не знаю». И я решил, что он лукавит. А он так улыбнулся про себя: «Да нет. Я просто знаю, с чего я начну и чем я закончу. А вот что будет внутри - это мне и самому интересно».

- И вы не знаете?

- Ключевые моменты знаю. А что будет между ними - зависит от реакции зрителя, от настроения - зала и моего. Если я почувствую, что должно прозвучать именно это стихотворение, я его исполню. Я ведь читаю как актер, не как литератор. Какие-то вещи разыгрываю, какие-то пропускаю через себя, свою эмоцию. Вот можете даже записать формулу - это строки из второй главы «Евгения Онегина», и для меня это ключ к исполнению любого автора, но главное - Пушкина:

Свободен, вновь ищу союза

волшебных звуков, чувств и дум.

Понимаете? Сначала возникает мысль. Она высекает твою эмоцию, и это выражается в конкретном волшебном звуке. И не только в звуке - в темпоритме, во всем, что связано с нашей речью. И когда это триединство в исполнении случается, ты становишься свободен. Начинаешь творить. Мне кажется, что Пушкин следовал этому правилу.

-    Рассчитываете на то, что ваши слушатели, вернувшись домой, будут читать Пушкина?

- Да. Я вспоминаю выступления в школах, когда в актовые залы приводят по 200 человек, которые совершенно не готовы к тому, чтобы слушать, чье внимание еще нужно сконцентрировать, но очень многие потом подходят, благодарят, говорят, что захотелось перечитать. Педагоги, кстати, тоже благодарят. Вообще, очень жаль, что в школах так мало уделяется внимание анализу стихотворений и совсем не уделяется технике речи, постановке дыхания - об этом никто даже не думает. Но у Пушкина это очень важно. Вот послушайте: «Зима» - интенсивный выдох в одно слово. «Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь, его лошадка снег почуя, плетется рысью как-нибудь» - на одном выдохе! Следующий кусок: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» - следующий выдох. И далее: «Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив; шалун уж отморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно».

Вот строфа - а я всего три «добора» дыхания сделал, потому что пока мысль летит вперед, я не имею права отвлекать слушателя вдохами, выдохами, другими какими-то жестами. И когда я начинаю это объяснять, всем это начинает нравиться. Оказывается, не всё так просто у Александра Сергеевича. И я это объясняю на наших мастер-классах - для детей, для молодых артистов, сейчас мы набрали еще и старшую группу по технике речи. Это сейчас очень востребовано: я преподаю технику речи, например, нашим молодым экскурсоводам и даже банковским работникам. Но в самой программе этого, конечно, нет. Я просто читаю стихи, разыгрываю их, несу главную мысль, которая в них заложена.

- А есть какой-то беспроигрышный вариант  начала для пушкинской программы? Вот придут к вам 100 детей - как их замолчать заставить?

- Первая задача артиста - взять внимание зала. Это его задача, она от материала не зависит. А когда уже взял, тут другая задача: почувствовать эмоцию, повести за мыслью. Когда тебе это удается, получаешь удовольствие как артист. Без удовольствия это делать нельзя. Потому что если артист чувствует удовольствие, то оно передается зрителю.

- По вашему мнению, кто лучше всего читает Пушкина? Чье чтение любите вы?

Смоктуновского, Юрского, Козакова. Из молодежи - никого… Слушал как-то Смехова, но... Вот Маяковского он замечательно читает, чувствует его, а Пушкина нет. Так что люблю чтение этих трех артистов. А вы когда-нибудь слышали, как читает Есенина Татьяна Доронина? У меня потрясение было! Это такое наслаждение! Но не у каждого артиста есть к этому тяга. Чтение надо любить.

«Пушкина нельзя холодно!»

- Вы много читаете о самом Пушкине? Или, напротив, воспоминания современников предпочитаете не трогать?

- Я считаю, что у меня одна из лучших во Пскове личных «пушкинских библиотек» (и его книги, и о нем) - более 300 томов, собираю с конца восьмидесятых годов прошлого века. Я ведь тоже не сразу пришел к Пушкину, и даже считаю, что поздно. Меня, как не странно, направил в эту сторону Вадим Иосифович Радун, когда дал мне Алеко в «Цыганах», это был 1991-й год, кажется. А до этого у меня в театральном была дипломная работа по Пушкину - по речи, шестая глава «Евгения Онегина». Но я ее сделал и забыл... А потом вот были «Цыганы». И были такие тяжелые времена, что неожиданно чтение Пушкина стало дополнительным заработком: когда в театре по полгода не получали зарплату (а у меня ребенок, жена в декрете - и что делать?), он стал меня в буквальном смысле кормить.  Я как раз тогда сделал сольную сказку «О рыбаке и рыбке», сам придумал шарманку, с рисунками, у меня там магнитофончик был маленький. Дети разыгрывали море, а я играл бабушку и дедушку. И с этой сказкой я объездил всю Псковскую область, сам себе был администратором, сам себе организовывал транспорт. У меня была огромная сумка, кто-то думал, что я езжу какими-то вещами торгую, а у меня там была шарманка, костюм. И вот так выживали... Но я приобрел огромный опыт, хотя всякое было, и неудачи были. А в Голландии, где был очень мощный Пушкинский фестиваль, напротив, был успех. Я тогда оказался там единственным приглашенным из России актером, выступал перед разной аудиторией: и перед русскими, которые там живут, и перед голландцами. Изначально планировалось, что поедут Вадим Радун, Юрий Новохижин, Владимир Свекольников - с отрывками из «Маленьких трагедий», но я оказался менее затратным вариантом. И я там читал Пушкина, проводил мастер-классы в местной театральной академии, рассказывал, как мы работаем, смотрел - как работают они. Интересный обмен был, жаль, что сейчас в провинции крайне редко такое для молодых актеров устраивают. У голландцев на этом фестивале был свой спектакль «Цыганы», где было три Земфиры, три Алеко, один пляшет, другой поет, третий что-то играть пытается... А я в фойе перед началом спектакля играл свою программу, в сокращенном виде. И был для них такой экзотикой - в гриме, в парике!

- И они что-то понимают в Пушкине?

- Мне показалось, что ничего. Я посмотрел их «Цыган»: красиво, но так всё холодно... Я сижу и просто глазами отмечаю: технически очень хорошо, голосами владеют, телами владеют, но ушел я со спектакля таким же, каким на него пришел. Они не заставили меня внутренне работать. А Пушкина нельзя холодно, это не тот автор. Хотя голландцы смотрели с интересом. Но Пушкин - это страсть, это темперамент. Нельзя его читать холодно, нельзя просто шелестеть губами, просто слова произносить. Надо зажигаться и зажигать других. Он наш фундамент - литературный, поэтический, культурный. Он его построил, а здание стали возводить после. И до сих пор оно строится, как Кельнский собор. Но Пушкин живой, и с ним нужно постоянно работать. А у нас же не работают... Искусство речи  уходит, говорим мы очень плохо - послушать, как говорим на улице, в семье, дома - это же кошмар. И мы с этим ничего не делаем.

- Ну как же не делаете? Делаете. Поэтические вечера в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина.

- Хорошо - что-то делаем. Театр - великое дело, великое искусство. Хотя зритель часто приходит потому, что «сам обманываться рядом», приходит за иллюзией, за погружением в нее. И, кстати, обижается, если мы не погружаем. И, наверное, бывает прав.  Но всё же - приходите, слушайте, говорите... Для нас всех это очень важно.

Беседовала Елена Ширяева

Напомним, что два вечера поэзии «Свеча горела на столе, свеча горела...» и «Осень души моей» пройдут в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина 7 и 8 ноября. Цена билета 100 рублей. Количество мест ограничено.

Источник: Псковская Лента Новостей


Ещё новости о событии:

8 ноября заслуженный артист России Сергей Попков в фойе Псковского академического театра драмы представит зрителям программу «Осень души моей» - стихи Александра Сергеевича Пушкина.
18:39 03.11.2015 Vluki.Net - Великие Луки
«Осень души моей»: Сергей Попков читает Пушкина в псковском театре - Pln-Pskov.Ru
8 ноября заслуженный артист России Сергей Попков в фойе Псковского академического театра драмы представит зрителям программу «Осень души моей» - стихи Александра Сергеевича Пушкина.
17:40 03.11.2015 Pln-Pskov.Ru - Псков
 
По теме
- Весна -это не только время пробуждения природы, пение прилетевших птиц, но и пора наведения чистоты и порядка на школьном участке и прилегающей территории, с которой начал наш субботник весь коллектив,
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Оказать первую помощь или помочь в реабилитации. Будущие медики соревновались на чемпионате «Профессионалы» - ГТРК Псков Неотложная помощь, диспансеризация, перевязка ран. В Великолукском медицинском колледже прошел региональный этап чемпионата «Профессионалы» по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Лечебная деятельность».
ГТРК Псков
Мастер-класс по изготовлению семейного оберега - Библиотека им. М.И. Семевского 2024 год в нашей стране объявлен Годом семьи. Мероприятие по областному проекту «Живем дыханием одним» в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской библиотеки им.
Библиотека им. М.И. Семевского