Дорогая редакция

В прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга – «Секретное досье»: основанная на реальных событиях драма, рассказывающая про скандальную историю 1970-х годов, когда одна из ведущих американских газет The Washington Post обнародовала сенсационные документы о войне во Вьетнаме. Муслим Камалов считает, что новая картина Спилберга – лучшая его работа за последнее время.

Худощавый военный аналитик госдепа США Дэниел Эллсберг ( Мэттью Риз ) благополучно возвращается прямиком из тех мест, где по утрам пахнет напалмом. В опасных джунглях он долго стучал по клавишам пишущей машинки - работал над огромным исследованием по заказу министра обороны Роберта Макнамары ( Брюс Гринвуд ), а заодно испытывал на собственной шкуре все ужасы военного конфликта. Совесть Эллсберга полностью догрызает его в тот момент, когда он становится свидетелем интервью, которое дает Макнамара: во Вьетнаме «все прекрасно», потерь практически нет, а солдаты «достойно выполняют свой долг». Однако исследования аналитика госдепа говорят об обратном.

В тот же вечер в офисе Эллсберг уже вытаскивает из ящика толстые синие папочки с пометкой «Top secret» и едет с друзьями-пацифистами делать ксерокопии. Документы попадают в газету The New York Times к журналисту Нейлу Шихану ( Джастин Суэйн ), а вскоре уже красуются в свежем утреннем номере. Лавочку быстро прикрывает Белый дом, вынося официальный запрет на дальнейшую публикацию секретных материалов. Тогда за дело резко берется конкурирующая с Times газета The Washington Post во главе с издателем Кэтрин Грэм ( Мэрил Стрип ) и главредом Беном Брэдли ( Том Хэнкс ). Грэм только недавно стала владеть газетой после смерти мужа и еще опасается принимать какие-либо серьезные решения. К тому же, издание находится на грани банкротства. Перед Грэм встает непростое решение: на одной чаше весов оказывается собственная репутация и будущее газеты, а на другой – свобода прессы и правда, которую нельзя скрывать от общества.

Автор легендарных «Челюстей» и «Индианы Джонса» , пионер американского коммерческого кино Стивен Спилберг последние лет десять занимается довольно разношерстными проектами: от экспериментов с графикой и хромакеем в «Тинтине» , до откровенной военной анималистики в «Боевом коне» . За эти годы Спилберг превратился в кого-то вроде добрейшего школьного учителя истории, способного превратить унылый параграф о, скажем, трагедии на мюнхенской Олимпиаде в высокохудожественный триллер. И если, к примеру, тот же Фрэнк Дарабонт в свое время на основе 200-страничного рассказа Стивена Кинга сумел снять выдающуюся двухчасовую остросюжетную тюремную драму, то Спилберг, своей новой работой его уверенно переплюнул: взял, да и экранизировал страницу из «Википедии».

В «Досье» - весь Спилберг, его квинтэссенция, но преумноженная вдвое и доведенная до совершенства. В каких-то моментах можно даже заметить, что режиссер позаимствовал приемы своих же работ из далеких 1970-х, когда еще работал над сериалом «Коломбо» с Питером Фальком . Здесь мало к чему можно прикопаться (если вообще можно), ведь постоянный и верный Спилбергу оператор Януш Камински проделывает ровно такую же филигранную работу, что и десять лет назад: идеальные длинные планы с выверенными до миллиметра переездами и наплывами камеры, мягкий свет, невообразимые полутона и тени.

Спилберг с Камински, не изменяя старой доброй пленке, не упускают возможности в который раз продемонстрировать свой коронный прием со светом. Правда, в отдельных случаях может показаться, что мужиков слегка «заносит». Вот Хэнкс зашел в кабинет и беседует со Стрип, но режиссер как будто принуждает их переместиться к окну или любому другому источнику света, дабы выдать свое фирменное «спилберговское свечение», подчеркивая контуры героев. Возможно, такое маниакальное отношение Спилберга к свету и воспроизведение собственного почерка можно объяснить лишь тем, что режиссер постоянно старается напомнить нам о том, что мы смотрим «фильм Стивена Спилберга». Но все же, надо отдать должное мастеру - как эффектно это смотрелось в далеком 2002-ом в сай-фае «Особое мнение» , также зрелищно и красиво это выглядит и теперь, спустя 16 лет, в «Секретном досье».

Как и в оскароносной картине Тома МакКарти «В центре внимания» , в «Досье» Спилберг делает упор на кропотливый журналистский процесс – начиная с банальных поисков информации и установлении источников и вплоть до путешествия итоговой статьи от корреспондента к корректору и всех перипетий, связанных с решением о публикации компрометирующих высшие чины бумаг. Естественно, методы Спилберга и МакКарти разнятся. Там, где МакКарти лишь сухо (но с идеальными диалогами) показывает очередную скучную редколлегию, Спилберг умудряется нагнетать саспенс даже в самых пустяшных сценах. Например, акцентируя внимание с помощью крупного плана обычной телефонной трубки на героя, находящегося в нервном ожидании звонка. И этот искусственный, вздутый саспенс работает сквозь всю картину: какое решение будет за миссис Грэм, нажмут ли кнопку запуска огромного типографского станка, что ответит мистер Брэдли помощнику прокурора, какая судьба ждет газету и сотрудников? Интерес вряд ли пропадет даже у тех, кто уже знаком со всеми тонкостями этой запутанной истории, а главной интригой все равно останется вопрос с публикацией правительственных секретов.   

«Секретное досье» придется по вкусу именно тем, кто уже давно изголодался по действительно интересным и увлекательным работам Спилберга, по его фирменному стилю и, казалось бы, уже давно знакомым и затертым приемам. Спилберг своей прекрасной съемкой, к тому же, предлагает вкусить запах типографской краски, насладиться процессом подготовки публикации, а вдобавок ужаснуться тем, как работал отдел верстки в 1970-е.

Показывая изнанку журналистики, саму ее суть (где, например, герой Хэнкса, отвечая на вопрос стажера «а это законно?» произносит «а чем мы по-твоему тут на хлеб зарабатываем?»), под аккомпанемент великого Джона Уильямса («Звездные войны») , Спилберг проецирует вопросы свободы и независимости прессы, ее неподвластности, на современное положение дел в мире. Тем самым он способен поднять боевой дух любого журналиста или даже издателя. Ведь порой ради своего дела, ради правды, можно и пожертвовать светскими раундами и околопрезидентскими тусовками.

Муслим Камалов
 
По теме
20 декабря в Великих Луках в рамках Форума предпринимателей пройдет бесплатный семинар на тему «Муниципальные и региональные государственные закупки для малого бизнеса в Псковской области (изменения и нововведения в зако
18.12.2018
 
 
Новогодний благотворительный марафон Псковского областного коллежа искусств имени  Н. А. Римского-Корсакова откроется праздничным концертом, который состоится 20 декабря в 12:30 в концертном зале отделения культуры и искусств.
18.12.2018
Фото: Объединенная пресс-служба судебной системы Санкт-Петербурга - InformPskov.Ru Приморский районный суд Санкт-Петербурга вынес постановление о продлении срока задержания под стражей на 72 часа заместителя губернатора Псковской области Александра Кузнецова,
15.12.2018 InformPskov.Ru
В канун зимнего солнцестояния приглашаем на вечернюю экскурсию по Псковскому кремлю - Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 21 декабря в 17.00 для всех желающих будет организована экскурсия по Псковскому кремлю        Ночь с 22 на 23 декабря - самая длинная ночь и самый короткий день в году,
17.12.2018 Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
17 декабря сотрудник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Опочецкому, Красногородскому и Себежскому районам провел профилактический рейд в Себеже.
17.12.2018 InformPskov.Ru
Три новых проекта рассмотрела инвестиционная комиссия Псковской области - Правительство Псковской области Во вторник, 18 декабря, в Администрации Псковской области состоялось очередное заседание инвестиционной комиссии региона, которое провела Заместитель Губернатора региона Нинель Салагаева.
18.12.2018 Правительство Псковской области
14 декабря в Куньинском районе состоялся последний соревновательный день второго (выездного) этапа конкурса «Я и пожарная безопасность», в ходе которого определился еще один финалист.
17.12.2018 InformPskov.Ru
Вице-губернатор Псковской области Николай Цветков представил членам Совета по межнациональным и межрелигиозным отношениям при администрации региона законопроект об официальных символах Псковской области.
17.12.2018 InformPskov.Ru
Три новых проекта рассмотрела инвестиционная комиссия Псковской области - Правительство Псковской области Во вторник, 18 декабря, в Администрации Псковской области состоялось очередное заседание инвестиционной комиссии региона, которое провела Заместитель Губернатора региона Нинель Салагаева.
18.12.2018 Правительство Псковской области