Гоголя жалко...

Гоголя жалко...
Гоголя жалко...
Фото: businesspskov.ru

«Пожалуйста, досидите до конца», - с таким приветствием обратился к псковичам руководитель Камерного театра Малыщицкого, трехкратный номинант «Золотой маски», петербургский режиссер Петр Шерешевский, представивший вчера на сцене Псковского драматического премьерный спектакль сезона - «Ревизор». Оказалось, что в памяти режиссера  живо воспоминание о том, как псковские зрители массово покидали его постановку «Дней Турбиных», представленную в феврале 2016 года на XXIII Пушкинском театральном фестивале.

Просьбу Петра Шерешевского горожане выполнили, но, наверное, не из вежливости. Просто зрители ждали. Развязки, суда, немой сцены, катарсиса - как ни назови, смысл один. Что самое интересное, катарсис пришел, но Гоголь был там был совершенно ни при чем...

***

Тональность постановке задал рассказ о премьерном показе гоголевской комедии в 1836 г. в Александринском театре Петербурга. Известно, что на спектакле присутствовал император Николай Павлович, который во время представления хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» На вчерашней премьере высокопоставленных чиновников, работающих в Псковской «губернии», замечено не было - так что «досталось» безадресно, условно, зато зримо и всерьез.

На сцене крутилось такое количество 5-тысячных купюр, что глазам становилось больно, на актеров развешивалось такое количество вермишели, что хотелось в трактир, в воздухе плыла такая музЫка, что рождалось ощущение: ты стоишь на берегу Великой у шалмана (зачеркнуто) рестоклуба и ждешь кабриолет, чтоб умчаться к цыганам. Странно, что так и не вывели борзых щенков - настолько все подавалось утрированно и нарочито.

Очевидное подчеркивалось укрупненными кадрами, которые ин-кватро демонстрировались на экране. Дублировать, повторять, бить в одну и ту же точку, «разжевывать» - а то вдруг кто не понял или не заметил, что все персонажи - взяточники, глупцы и пошляки? 

Для пущего сходства и параллелизма современного лоска «напустили» в художественное пространство и время пьесы. Хлестаков написал не только «Женитьбу Фигаро», но и «50 оттенков серого», унтер-офицерская вдова Иванова ведет актуальное остро-социальное ТВ-шоу «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», дочь городничего немного «не в себе» потому, что употребляет легкие наркотики, пока ее отец распевает патриотические песни «Любэ», а Хлестаков рассказывает свою историю не в письме другу, а в видеоблоге.

«О, что-то знакомое!» - должен, видимо, оживиться зритель передовых взглядов и поставить лайк с перепостом. А уж сцены раздевания Хлестакова догола (спасибо  Камилю Хардину за прекрасную физическую форму - иначе это было бы невыносимо вдвойне), вероятно, достойны добавления в «Избранные видео». Под железным натиском нового времени прогибается и классический текст Гоголя, который обещали «не трогать»: возникает некая смесь старорусского с новороссийским, разбавленным английским.

Все эти откровения - их еще принято называть «творческими находками», приводят как минимум в недоумение. Вот говорят, художника может обидеть каждый. А зрителя? С ним вообще можно делать что угодно? Можно показывать ему постельную сцену и - в параллель - мечущегося по сцене городничего, всем своим видом подразумевающего «Я вас всех ...» (дальше, извините, нецензурщина)? Можно визуализировать штампы и в букальном смысле развешивать лапшу на уши героям-чиновникам или показывать Хлестакова смывающим свои «грешки» под душем? Можно разыгрывать свадебные конкурсы «Попади в бутылочку», любимые местными тамадами? К чему все это? К тому, чтобы понять то, что понятно?

Евгений Терских был безусловно хорош в роли городничего

Кордебалет, несущийся в никуда, завершила, как и положено, «немая сцена». Зрителя подготавливали к ней долго и усиленно. Пустили на сцену свадебный дискач под современную нетленку «На лабутенах», затем замедлили ее до неузнаваемости, городничий посетовал на «свиные рыла» окружающих, выходим вновь «на лабутенах» - и вверх по лестнице, ведущей вниз: «Молитва» Окуджавы. Это был, пожалуй, самый прекрасный момент постановки: песня лилась из динамиков на зрителя как манна небесная (наконец-то не вермишель!), все 4 куплета, в отличном звуке. При этом периодически (для закрепления) камеры операторов выхватывали соответствующие строчкам кадры, демонстрирующие «трусливых» и «рвущихся к власти».

Постепенно каждый из четырех видеоэкранов переключается в режим «белого шума» - и все, дорогие телезрители, до новых встреч, пора спать, профилактика оборудования. А лучше - освобождение от медийного хаоса, в который вы попадаете на два часа.   

Зал разорвался криками «Браво!», восторженные зрители приветствовали окончание пьесы ритуальным вставанием.

***

Пьеса Гоголя и сейчас не жалеет никого. Но если из-под пера классика она выходила, скорее, с грифом «совершенно секретно», то сценическая версия Петра Шерешевского обзавелась знаком «18+». Школьная программа для взрослых при этом сохранила все плюсы сценической версии для студиозусов: морализаторство, заигрывание с современностью и очевидность приемов, «раскрывающих мысль автора».

Что ж, птичку... жалко. Гоголя... жалко.

Елена Никитина


 
По теме
Создателям псковского «Ревизора» пришлось «усиливать» текст пьесы, дописывая то, что не предвидел писатель позапрошлого века некто Н.В.
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Оказать первую помощь или помочь в реабилитации. Будущие медики соревновались на чемпионате «Профессионалы» - ГТРК Псков Неотложная помощь, диспансеризация, перевязка ран. В Великолукском медицинском колледже прошел региональный этап чемпионата «Профессионалы» по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Лечебная деятельность».
ГТРК Псков
Мастер-класс по изготовлению семейного оберега - Библиотека им. М.И. Семевского 2024 год в нашей стране объявлен Годом семьи. Мероприятие по областному проекту «Живем дыханием одним» в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской библиотеки им.
Библиотека им. М.И. Семевского