Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Савва (Комаров) с братией обители в священном сане, а также клирики митрополии.
По отпусте Божественной Литургии Владыка митрополит возглавил праздничный молебен, в завершение которого вознес молитвы святому Иоанну Крестителю, испрашивая его помощи всем молящимся в деле покаяния. Затем было пропето величание пророку, Предтечи и Крестителю Господню Иоанну и провозглашены традиционные многолетия.
По окончании молебного пения митрополит Евсевий обратился ко всем молящимся со словом приветствия, в котором сказал: «Всех вас душевно приветствую с великим праздником Богоявления, Крещения Господня, и празднованием Собора великого святого нашей святой Православной Церкви, пророка Божия и Крестителя Господня Иоанна!
О каждом человеке и о всем человечестве есть особый промысел Божий, и это проявляется в том, что Господь посылает в мир особых людей, чтобы они будили совесть народа, взрыхляли почву человеческих сердец для восприятия веры в истинного Господа. Так было в Ветхом Завете, так и в Новом. В Ветхом Завете для этого Господь посылал особых избранников своих –пророков, чтобы они возвещали волю Божию, Божий призыв к вере в истинного Господа. Но только вот природа человеческая не всегда воспринимала этот зов, этот голос от небес, этот Божий стук в сердце, как об этом сказал Сам Спаситель в притче: проповедь эта была как зерно, которое упало при дороге и не принесло плода, потому что не было почвы и оно засохло. Но были во времена Ветхого Завета и те, которые восприняли слово Божие, слово от пророков. Они восприняли веру в истинного Бога, по этой вере и жили – жили верой в грядущего Миссию, Христа Спасителя. Так и в Новом Завете многие восприняли слово Божие в свои сердца. И мы знаем сонмы угодников Божиих, тысячи, а может быть и миллионы святых мучеников и исповедников, которые шли за Богом, за Христом ради жизни вечной, претерпевая различные страдания и муки, но не изменяя этой вере ни перед чем и ни перед кем.
Таким святым пророком, мучеником, проповедником веры в истинного Бога был и чтимый ныне Креститель Господень Иоанн, о котором сказано, что: «не восставал больший Иоанна Крестителя из рожденных женами». Прежде всего, Иоанн Креститель был плодом усердной, слезной молитвы его родителей, благочестивых и праведных Захарии и Елизаветы. Промыслом и чудом Божиим он, будучи сам еще младенцем, был сохранен в те времена, когда царь Ирод, желая умертвить рожденного в Вифлееме Христа, повелел убивать младенцев, и, как сказано, до четырнадцати тысяч их тогда было избито с надеждой на то, что среди них будет и младенец Христос. Убит был на пороге Иерусалимского храма и отец Иоанна Предтечи, праведный Захария, потому что не сказал посланникам Ирода, где находится его сын. Эти убийцы искали младенца Иоанна, потому что его рождение тоже было связано со многими чудесами, и мать Иоанна Предтечи Елизавета бежала со своим чадом в пустыню. Но промыслом Божиим было определено, что она вскоре скончалась, и, как говорит предание, Иоанн Креститель, воспитанный и охраняемый ангелом небесным, пребывал в пустыне до тридцатилетнего возраста.
И вот пришло время, когда должен был явиться Сам Мессия, Христос Спаситель. Тогда Иоанн Креститель пришел на берег реки Иордан и стал призывать народ, чтобы они подготовили себя ко встрече Христа Спасителя, к принятию Его проповеди и Его учения. Он призывал народ: «покайтесь, исправьте пути» своей жизни и сделайте их прямыми, то есть, удалите из своей жизни всякую кривизну греховную, обратитесь к грядущему Мессии. И затем, как мы знаем из праздника Крещения Господня, увидев Христа Спасителя, Иоанн Предтеча возвестил людям: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», то есть, идет на страдания, на распятие, чтобы омыть первородный грех людской, чтобы показать и Свою любовь к народу, претерпевая страдания, муки и само распятие. И от него наш Спаситель принимает Крещение в реке Иордан.
Этот праздник – Крещение Господне – называется еще Богоявлением, а святые отцы называют его зимней Троицей, потому что Спаситель сходит в Иордан, принимая Крещение от Иоанна, с небес звучит глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святый в виде голубя сходит на Самого Господа. Таким образом, Крестящийся Сын Божий, Дух Святый виде голубя и голос Отца Небесного –являют нам все Три Лица Живоначальной Троицы. Через Крещение Господне явилась для всех нас спасительная благодать через молитву, через снисхождение Духа Божия. И в центре этого праздника – действие Иоанна Крестителя. Он возлагает свою руку на главу Спасителя, и тем самым дает для всех поколений и для нас с вами образ принятия Таинства святого Крещения. Этим он оставил для нас и пример своего величия, потому что возложить свою руку на главу Спасителя – это особое достоинство промысла Божия.
Как известно, в своей проповеди он обличал царя Ирода: ты недостоин брать жену брата своего Филиппа. Но нечестивый царь не стерпел этого обличения и, наученный этой женой, он дал распоряжение усечь мечом Иоанна Крестителя, который таким образом предал свою жизнь в руце Божии. За проповедь веры в истинного Бога принял мученическую кончину и святой первомученик и архидиакон Стефан. Он и святой пророк Иоанн Креститель стали первыми мучениками Нового Завета. С того момента лилась кровь мученическая за Христа, за истинного Бога, продолжалось преследование всех тех, кто призывал имя Христа Спасителя и кто говорил и проповедовал о Нем. Все были гонимы. Но верные Богу люди знали, за что пострадал Иоанн Креститель, и сохраняли его тело и главу. Несколько веков глава Иоанна Крестителя была скрыта, а потом обретена чудесным образом. И мы сегодня прославляем Собор Иоанна Крестителя – это те святые Божии люди, которые чтили Иоанна Крестителя и совершали служение в честь его имени. И таких было много за две тысячи лет. И мы составляем тоже сегодня собор – соборно славим Господа, пришедшего в мир, соборно славим Пречистую Деву Марию и соборно славим Иоанна Крестителя, призывая его святое имя, полагая в свое сердце те слова, которые он обращал к народу: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное». Исправьте кривизну вашей жизни, не берите худого, а в покаянии совершайте служение Богу, оставайтесь верны призванию своему, как носители имени Христа Спасителя. В добрых делах служите истинному Богу, и тогда Господь и нас не оставит Своей милостью и сподобит нас славить Его не только соборно здесь на земле, но и в жизни вечной со всеми святыми. С праздником вас, дорогие!».
В завершение Псковский Архипастырь вручил всем маленьким богомольцам сладкие подарки.