Сферическая гроза в вакууме

Постановка Евгения Марчелли «ГрозаГроза» на нынешнем Пушкинском фестивале вызвала гипераншлаг – а как же еще, столичный театр привозит «самую классическую» пьесу, где в главной роли «самая псковская» актриса. По результатам, кажется, отписались уже все псковские журналисты – кину заодно и я свои несколько запоздалые пять копеек.

Не вдаваясь в подробности распределения ролей и перечисление спецэффектов, поскольку все это и так расписано в нескольких статьях, перейдем сразу к сути. Спектакль этот продуманный, цельный, красивый, с интересными решениями и собственной атмосферой. Кажется, тут есть все слагаемые успеха, но, тем не менее, что-то не складывается, не срабатывает. По моему скромному мнению, как раз сильные стороны этой постановки и не дают ей раскрыться в полной мере.

Интерпретация «Грозы», как режиссер объясняет это в интервью , начинается с того, чтобы «сбрить бороды» - избавиться от «купеческой России», очистить речь персонажей от характерных оборотов, осовременить, чтобы привести к «драматургии чеховского типа». Этот эксперимент вполне ему удается – очищенная «Гроза» не имеет уже никакого отношения к русской провинции XIX века. Казалось бы, идеальное поле для драматического конфликта, сферическая «Гроза» в вакууме.

Но из этой же точки начинаются и проблемы: оторванное от изначальной почвы провинциальное «темное царство» не приживается ни на какой другой. Все попытки некоторым внешним образом привязать героев и действие к современности – будь то песня «Ленинграда», костюмы, высокие каблуки или модные самокрутки, которые сворачивают и курят Катерина с Варварой – кажутся неудачными. Получается, что мир, в котором живут герои пьесы, не соотносится ни с каким образом действительности. Можно ли осуществить «Грозу» в столь непростых условиях? Попробуем проследить логику постановки.

В сущности, какая разница, существует ли мир, в котором происходит действие драмы? Это же театр, здесь любой мир можно сделать реальным. Вот только придется выпятить его детали, характерные черты, сделать рельефнее, эффектнее, ярче. Отсюда – столь тщательная проработка ролей второго плана, что каждая из них – как маленький шедевр. Благодарный зритель разрывается, не зная, кому отдать предпочтение – Кабанихе или Феклуше, Дикому или Кудряшу. Отсюда же – усиление характеров до предела, до крика, до истерики. Собственно, когда раздается первая реплика Катерины – «отчего люди не летают так, как птицы» - понимаешь, что в мире, утверждающем себя на сцене, все кроме нее – безумцы, одержимые, разрываемые подавленными желаниями.

Какое-то время впечатление это сохраняется – кажется, любой, кого Катерина втягивает в сферу своего личного пространства, вдруг приходит в себя, отрезвляется, становится похож на нормального человека. Но долго это продолжаться не может, ведь задача – в этой сумасшедшей атмосфере провести драматический конфликт. Как на этом выпуклом фоне вывести главных героев? Очевидно, они должны быть еще ярче, еще безумнее, чем все остальные; их страсти должны стать совсем запредельными.

И Катерина отбрасывает доводы рассудка и ныряет в общую круговерть – срывает строгий костюм и бросается в бассейн, и вот она уже сливается в одном дыхании с вечно окровавленным – прямо как зомби – Борисом, и вот уже у нее начинаются какие-то безумные галлюцинации с русалками. Всеобщая истерика нарастает, возгоняется, и… концовка тонет в какой-то совершенно тарантиновской уже кровище. Все чрезмерно, все напоказ, все совершается раньше времени. Два раза уже искупавшаяся Катерина даже утопиться больше не может, и просто растворяется во тьме. Финал, дальше идти некуда.

«Как бы режиссеры ни рвали жилы, чтобы вырваться из традиционной системы координат, ни разу не встречал решения, которое бы меня убеждало», - говорит Марчелли в уже цитированном интервью. Удалось ли вырваться из «традиционной системы координат» ему самому? Безусловно, да. Вот только оказалось, что вне этих координат – пространство, с размерностью больше трех, в котором не с чем себя соотнести, не на что опереться.

Алексей Жихаревич
 
По теме
Адское зелье. Часть вторая - Газета Псковская губерния На юбилейном Пушкинском фестивале, фигурально выражаясь, сбривают бороды и бакенбарды с героев и авторов На лекции, прочитанной воскресным вечером 11 февраля в Пскове на XXV Пушкинском театральном фестивале,
17.02.2018
Фото с сайта www.vedomosti.ru - InformPskov.Ru На третий день XXV Пушкинского театрального фестиваля в Псковском драмтеатре был аншлаг.
11.02.2018
Рыба моей мечты - InformPskov.Ru В третий день Пушкинского театрального фестиваля зал перед большой сценой трещал по швам.
11.02.2018
 
В Опочецком районе по иску прокурора сирота получила жилье - Iluki.Ru  Прокуратура Опочецкого района по обращению местной жительницы, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, провела проверку соблюдения законодательства о социальном обеспечении.
17.12.2018 Iluki.Ru
В Вологодской области возбуждено уголовное дело по факту взрыва бытового газа в многоквартирном жилом доме - Iluki.Ru Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области по факту взрыва бытового газа в квартире жилого дома в Вологде возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности (ч.
17.12.2018 Iluki.Ru
В третий день работы согласительной комиссии по бюджету Псковской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов обсуждалась необходимость индексации социальных выплат, предусмотренных областным законодательством.
12.12.2018 InformPskov.Ru
О  режиме работы МРЭО УГИБДД УМВД России по Псковской области в период новогодних праздников.
17.12.2018 ГУ МВД Псковской области
Искрометная комедия «Что творят мужчины» приглашает окунуться в мир театрального «закулисья» - Luki.Ru Чем занять себя в новогодние праздники? Нет ничего лучше, чем начать Новый, 2019 год с отличного настроения, которое подарит жителям города на Ловати 4 января спектакль-комедия «Что творят мужчины».
17.12.2018 Luki.Ru
Персональная выставка работ преподавателя Псковского областного колледжа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, члена Московского Союза художников Константина Зинина «С севера на юг» открылась в Пскове,
15.12.2018 InformPskov.Ru
Регион неполноценен без официальных символов. Об этом заявил председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин в беседе с корреспондентом Псковского агентства информации,
14.12.2018 InformPskov.Ru
Великолучане завоевали «золото» турнира по футболу среди команд городов Воинской славы - Luki.Ru В Вязьме прошел турнир по футболу среди команд городов Воинской славы. Великолукские спортсмены в составе команды «Экспресс-2004», завоевав «золото», поднялись на высшую ступень пьедестала.
17.12.2018 Luki.Ru
Экс-капитан сборной России по футболу Андрей Аршавин , завершивший карьеру игрока, возвращается в родной петербургский клуб «Зенит».
16.12.2018 InformPskov.Ru
Сегодня, 14 декабря, школа №18 города Пскова имени Героя Советского Союза генерала армии Василия Маргелова отметила свой 55-летний юбилей, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе муниципалитета.
15.12.2018 InformPskov.Ru
Разыскивается пскович - Iluki.Ru Отделом уголовного розыска УМВД России по городу Пскову разыскивается Силин Андрей Геннадьевич, 1976 года рождения,уроженец Пскова.
17.12.2018 Iluki.Ru
В Опочецком районе по иску прокурора сирота получила жилье - Iluki.Ru  Прокуратура Опочецкого района по обращению местной жительницы, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, провела проверку соблюдения законодательства о социальном обеспечении.
17.12.2018 Iluki.Ru