Ступени памяти

Пишу эти строки, чтобы напомнить о том, что 2014 год объявлен Годом культуры в России. За этот период мы должны пристально посмотреть на эту сферу нашей жизни, оценить, закрепить всё хорошее, что уже есть, а в чём-то продвинуться вперёд. Мне могут возразить: дескать, итоги подводить ещё рано. Прошло только четыре месяца… Но если ничего не делать с самого начала, то в конце – тоже ничего не получится. Поэтому прошу мои высказывания не воспринимать как замечания или критику – это всего лишь размышления о культуре…

Для Пскова, конечно, самым значимым событием стало завершение строительства и реконструкции академичес­кого театра драмы имени А.С. Пуш­­кина. Приезд Президента РФ В.В. Путина, министра культуры В. Мединского и всего Совета по культуре при Президенте. Конечно, это большой и долгожданный праздник для нас, да и для всей страны.

Новый театр открылся спек­таклем нового главного режиссёра, точнее – нового художественного руководителя Василия Сенина и его спектаклем «Граф Нулин». Всё вроде бы хорошо. Была и пресса, оценившая новое творение неоднозначно. Дело в том, что постмодернизмом сегодня никого не удивишь. Однако нравится он далеко не всем. Поэтому и мнения у всех разные. И выражают их тоже по-разному. Одни уходят с середины спектак­ля, другие смотрят до конца. «Новаторы» спокойны: дескать, «привыкнут», а ещё – «воспитаем свою публику».

Но не это главное. Оказались изгоями те актёры, кто два года выступали неизвестно где, – на сцене ГКЦ, Дома профсоюзов, клубов, на других неприспособ­ленных площадках. Они ждали этого дня. Но… Теперь театр вроде бы уже не для них. Свои тревоги они выложили на сайте в открытом обращении «Право на театр» к врио губернатора А.А. Тур­чаку. Обращение направлено от имени Псковского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ за подписью председателя Ю.М. Новохижина.

Незамедлительно последовал ответ нового руководства Псковского драмтеатра. Правда, уже без подписи. Однако мы знаем, что накануне «новым руководством» назначен господин Дамберг. Да, господа отвечающие, вы молодцы. Действуете по классической формуле – «Сам дурак!». На любой вопрос – один ответ. А в конце ещё и приписка: «Верни шубу!» Стыдно за вас. Плохо с этого начинать Год культуры. И даже уже не радуют новые стены театра.

Культура – это люди, которые её творят. Они – главное наше достояние. Их надо беречь. С ними часто уходит целый мир.

Вот почему я с таким волнением читаю бегущую строку на новостном канале Пскова о том, что из театра ушёл бывший главный режиссёр Вадим Иосифович Радун. А ведь именно он был создателем театра «Карусель» на открытом воздухе. Десятков спектаклей, которые видели Санкт-Петербург и Москва, зарубежные страны, города России и, конечно же, Псков. Они ставились в разных местах, в декорациях памятников нашего города, в его удивительных исторических местах: в Довмонтовом городе, у рек Великой и Псковы, у Покровской башни.

Театр имел всенародное признание. А в каких условиях он жил? Да ни в каких. Много раз мы ставили вопрос о том, чтобы признать его самостоятельной единицей, выделить ему хотя бы минимальные средства на аппаратуру, оборудование, костюмы, доплату актёрам.

Лично мне приходилось вмес­те с главрежем и директором выступать и просить Центральное правление Союза театральных деятелей в Москве ходатайствовать перед Министерством культуры, чтобы театр признали и выделили хотя бы минимальные средства. Но всё было глухо. Хотя на базе нашего театра Союз театральных деятелей привозил учиться группу режиссёров массовых представлений и праздников численностью 40 человек.

И были самые замечательные отзывы при обсуждении творческих работ.

Вадим Радун стал лауреатом первой премии «Театра-масс», учреждённой СТД. Был он и номинантом на Государственную премию в области культуры за театрализованные представления на открытом воздухе. Был, но не стал.

Приезжает утром комиссия из Москвы, а ей на стол – свежую газету «Псковская правда», где целая страница под названием «Пляски на костях»: о безобразиях, которые творятся в Пскове вокруг памятников и на их фоне. И автор – с именем союзного значения, известный реставратор, художник. Если учесть, что газета – орган обкома КПСС, понимаешь: всё санкционировано свыше. Так что госпремия «наша» уехала опять в Москву с тем же поездом, что и приехала.

А меня до сих пор мучает вопрос: как это получается, что одни выступают против других? Что ими движет? Чувство ущемлённости или что-то другое? И что это значит – «Пляски на костях»? Кости лежат на кладбище. А если иметь в виду боевые сражения, то действительно в городе трудно найти место, где не проливалась кровь людей. Тогда и ходить нельзя нигде. Между тем во Франции, в городе Авиньоне, на фоне резиденции римских пап регулярно проходят Международные фестивали театров на открытом воздухе. И ничего. Никто этим не оскорблён. Может быть, у нас некоторые люди хотят быть святее Папы Римского?

Но оставим историю. Несмотря на все трудности, театр «Карусель» жил. Не было финансирования. Не было достойной световой и звуковой аппаратуры. Актёров приходилось задействовать сверх их обычных нагрузок. И всё-таки театр жил. Не только жил, но и творил, участвовал в международных театральных фестивалях, гастролировал по городам «Золотого кольца», был участником Игр доброй воли в Санкт-Петербурге. В репертуаре театра были серьёзные спектакли – «Псковитянка» Л. Мея, «Цыганы» А. Пушкина, «Король Лир» В. Шекспира и многие другие.

Это был единственный в России репертуарный театр исторической хроники на открытом воздухе. Теперь его не стало. Вряд ли кто-то будет его возрождать. А впереди – 23 июля – славная годовщина: 70-летие освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков, а через год, 9 Мая, – 70-летие Великой Победы. Всё это заставляет уже сегодня думать над тем, как мы отметим эти великие исторические даты. Так вот. Мне кажется, что был бы очень уместен опыт такого режиссёра, как Вадим Радун, если, конечно, руководство культуры города и области сочтёт возможным привлечь его к этой работе, и его здоровье позволит ему этим заниматься. Ведь в 2015-м у него самого юбилей: исполнится 40 лет с тех пор, как он приехал в Псков и стал работать очередным режиссёром. А потом ещё без малого 30 лет работал главным режиссёром.

Вообще, хотелось бы заметить, что в Год культуры надо пристально посмотреть на эту сферу. На людей, творящих её, – деятелей искусства наших театров и филармонии; художников; музейных работников; археологов; реставраторов; работников специальных учебных заведений, библиотек, детских музыкальных и художественных школ. Культура – это цветок. Если за ним ухаживать, поливать, он расцветёт и подарит нам радость. А иначе – засохнет и умрет…

Иван Калинин, почётный гражданин Пскова, заслуженный работник культуры РФ
 
По теме
В Псковском музее-заповеднике открылась выставка современной мозаики «Великий сказочник», посвященная 180-летию со дня рождения композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Звезда сериала «Постучись в мою дверь» сыграет главную роль в турецком ремейке «Холопа» - Pln-Pskov.Ru Съемки адаптации российской комедии «Холоп» начнутся в Турции этим летом, главную роль сыграет актер Керем Бюрсин, известный по роли Серкана Болата в сериале «Постучись в мою дверь»,
Pln-Pskov.Ru