Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Пастырь», которая вышла в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Это программа, в рамках которой представители Псковской епархии рассказывают радиослушателям о церковных праздниках и особенностях православных традиций. 28 августа верующие отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Подробнее об истории возникновения православного праздника, его значении и традициях рассказал клирик храма святителя Василия Великого на горке, руководитель молодежного отдела Псковской епархии иерей Тигрий Агаджанян.
Успенский Пост - один из новейших постов, его упоминание мы встречаем впервые в V веке. Великий Пост, Петров Пост, Рождественский Пост - все они были раньше. Действо начинается 14 августа и заканчивается 27 августа. Хоть пост и короткий, но очень строгий и приравнивается к Великому Посту - за это время не только нельзя вкушать молочные продукты и мясо, но и рыбу.
Данный период отличается большим количеством православных событий, а именно: изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне, перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В народе эти праздники называют спасами .
14 августа, в день изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, в народе говорят, что наступил «медовый» спас. Это связано с русской традицией собирать мед и в конце августа жертвовать храмам и освящать. Изначально это событие связано с менее позитивными символами. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».
Преображение в народе называют «яблочный» спас. История этого тянется из 48-й главы Типикона. Предание святых отцов гласит: необходимо есть виноградные гроздья там, где они растут, начиная со спасительного праздника Преображения, приняв благословение от иерея. Если кто-то из монахов съест виноград до этого праздника, то в наказание не будет есть гроздья в течение всего августа. Потому что презрел заповеданный отцами устав. Но на Руси с виноградом было не так хорошо, как в Греции или Константинополе. И русский народ вместо освящения винограда ждал, когда созреют яблоки, и приносил их в храм для освящения. Соответственно, был монашеский устав, по образцу Константинопольского, но связанный с яблоками.
«Ореховый» спас связан с праздником перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Перейдем к истории возникновения Успенского поста. Первое упоминание о прохождении поста встречается в беседе Льва Великого в V веке, в 450-м году. Он говорит о том, что каждое время года имеет свой пост. Летний пост - это Петров пост. Осенний - Успения. Зимний - Рождество. Весенний - Четыредесятница, подготовка к Пасхе. То есть, мы знаем, что уже с пятого века постились перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Следующее упоминание мы встречаем на Константинопольском соборе в 920-м году. Там говорится о том, что люди, которые были женаты 3-й раз, должны причащаться три раза в году – в Пасху, в праздник Успения Пресвятой Богородицы и в Рождество Христово. И далее пишется: «Так как перед этими праздниками есть пост». Самое заключительное упоминание находится на том же соборе, но датируется уже 1166-м годом. Там говорится о том, что патриарх Лука собрал народ и начал уточнять вопросы, связанные с Успением Божией матери и с прохождением поста перед праздником.
В 12-м веке было установлено официальное прохождение Успенского поста перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Изучая историю, мы знаем, что Успенский и Петров пост раньше проходили в один пост. Это было связано с тем, что для людей, которые были в плавании или по какой-то другой причине не могли поститься во время Великого поста, он перемещался на более поздний промежуток времени. Но потом в 10-м и 11-м веке Петров пост был сокращен до праздника Петра и Павла, а уже в 12-м веке было установлено сопровождение Успенского поста.
В целом, история праздника очень интересная, потому что мы не имеем сведений о нем из Евангелия. Источником являются только церковные предания. Об Успении мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания Псевдо-Дионисия Ареопагита. Говорится там о том, что Божия Матерь, по повелению спасителя, жила у ученика Христа Ивана Богослова. Иван, подобно апостолу, проповедовал в Иерусалиме и других городах. И вот, когда настало время отшествия Божией Матери к Господу (время ее кончины), явился ей архангел Гавриил. Тот самый архангел, который являлся к ней в молодости и сказал, что она родит не просто сына, а Бого-человека. И сейчас он ей сказал, что через три дня она отойдет к Господу. Божия Матерь обрадовалась этому, так как она скоро встретится со своим сыном.
Перед тем, как отойти к Господу, она собрала вокруг всех апостолов, рассказала о пришествии архангела Гавриила и смиренно отошла к Господу. Из всех апостолов не получилось приехать только апостолу Фоме. И, когда несли гроб Божией Матери, был рядом некий священник, недовольный тем, что апостолы почитают память Божией Матери, поют псалтырь, сопровождают ее гроб. И решил он перевернуть гроб. Но у него не получилось, так как невидимый ангел оторвал у него руки. Увидев это чудо, произошедшее над ним, он покаялся, и руки вернулись обратно.
Божию Матерь похоронили в Гефсимании, рядом с ее родителями. Приложили гроб камнем. Спустя 3 дня вернулся апостол Фома, расстроился, что не попрощался с Божией Матерью. И попросил, чтобы открыли гроб, для того, чтобы он увидел напоследок хоть и не живую, но Божию Матерь. Увидев, что тела нет, все поняли, что она вознеслась.
Почему мы празднуем Успение? Успение - это переход от жизни земной в жизнь вечную. Умирая, мы засыпаем, наши глаза закрываются, но мы переходим к жизни вечной, и в Евангелие говорится о том, что Христос называл смерть «успением». В Евангелие это упоминание мы встречаем с Лазарем Четырехдневным, где говорится о том, что он не умер, а спит. То есть, мы видим, что для Спасителя и для всех нас смерть должна быть не страшным событием, а сном, переходом к вечной жизни.